borman_b (borman_b) wrote,
borman_b
borman_b

История ролевых игр на Западе, часть 1: Словесные ролевые игры

Василий Щербачев vagosamedi — практикующий психолог и психоконсультант, ролевик и настоящий ученый. Он опубликовал фрагменты своей диссертации о адаптирующих влияниях в ролевых играх. И что особенно интересно — они посвящены западному ролевому движению, с которым я знаком слабо. С разрешения автора, публикую его статью:



Когда интересуешься и увлекаешься чем-либо, всегда полезно и интересно узнать о корнях и истории своего увлечения. Именно поэтому этим постом я хочу открыть небольшую серию, посвященную истории ролевых игр в Западном мире. И начать я хочу с рассказа о первой, настольно-словесной форме ролевых игр.

Впервые ролевая игра, как отдельный вид досуга возникла в США в 1970-х годах, и, в первую очередь, это была настольная словесная ролевая игра. Предтечей и прообразом такой игры были варгеймы (от англ. war – война и game – игра) – настольные игровые системы, так или иначе моделирующие военные действия. Варгеймы существуют ровно столько же, сколько в мире существуют войны. Сама идея игры в войну без причинения друг другу вреда возникла в древнем Шумере, более четырех тысяч лет назад. Шахматы и го, две старейших игры в мире, происходят из военных игр.
В свою очередь, первым варгеймом в современном смысле этого слова является игра Кригшпиль, изобретенный прусским штабным офицером фон Райшвитцем в 1824 году. В этой игре ландшафты обозначались топографическими картами, войска — металлическими значками, а исход сражения решался броском кубиков.

В 70-х годах варгеймы были очень популярны в среде студентов и учащихся старших классов школы, особенно дезадаптированных социально. В это хобби вкладывалось много сил, времени и денег (покупка, сборка и покраска моделей, создание игровых полей, имитирующих реальный рельеф), а наличие сложной системы правил, требующих определённых способностей к математике, отличало варгеймы тех времён от простой «игры в солдатики». Тем не менее, все эти игры моделировали управление армией, а не индивидом, и ролевыми их назвать нельзя.

Переход от варгейма к настольной ролевой игре связан с именами Джеффа Перрена и Гари Гайгакса. В небольшом городке Лэйк Джинева, штат Висконсин, Гайгакс, Джефф Перрен и их друзья создали варгейм, который точно воспроизводил большинство аспектов средневековых войн. Игра называлась «Кольчуга» (Chainmail) и была выпущена собственной, только что основанной, компанией Гайгакса «Tactical Studies Rules».

Основным новаторским ходом этой системы было то, что игрокам предлагалось взять на себя управление не армиями или отрядами, а отдельными индивидами, пусть и имеющими лишь игротехнические функции. Настоящее рождение настольной ролевой игры произошло в 1974 году, когда на основе системы Chainmail была создана новая игра под названием «Подземелья и Драконы» (Dungeon&Dragons). Эта система состояла из переработанного и доосмысленного списка правил из Chainmail, дополненного несколькими важными нововведениями. Важнейшим из них была система мировоззрений (alignments), которая отражает этические и моральные нормы персонажа. Это нововведение сделало настольные игры именно ролевыми, развив идею персонажа далее простого набора функций. Эта система была создана и развивалась под влиянием авторов литературы фэнтези, в те времена набравших большую популярность. Создатель D&D Гари Гайгакс в одном из интервью сообщил, что, создавая системы «Порядка» и «Хаоса» он вдохновлялся видением добра и зла в цикле романов Майкла Муркока о Вечном Воителе.

Вселенная «Подземелий и Драконов» быстро набрала популярность. Первый тираж в 1000 копий, продававшихся за 10 долларов, разошёлся менее чем за год, а к 1982 году компания-издатель «TSR Hobbies» объявила о 20-миллионной проданной копии. За это время ролевые игры и их субкультура серьёзно повлияли на окружающую культуру. Как пример можно упомянуть литературу-фэнтези, в которой архетипический образ группы героев, противостоящих некоему зачастую персонифицированному злу, пережил второе рождение во многом благодаря культуре настольных ролевых игр. Более того, в 1984 году выходит первый роман в жанре фэнтези, написанный по основам ряда игровых сессий, под названием «Драконы Осенних Сумерек» (Dragons of Autumn Twilight, 1984). Этот роман, равно как и его продолжения, стал бестселлером и был переведён на многие языки, в том числе на русский.

В 1997 году TSR, Inc. была куплена компанией Wizards of the Coast, продолжившей выпуск D&D под своим именем. В это же время начинается более активная коммерческая разработка ролевых игр, в частности, выпуск сопутствующих товаров. Коллекционные карточные игры, книги, компьютерные игры по мотивам, коллекционные фигурки знаковых персонажей или просто существ выходят значительными тиражами. Также выходят игровые системы, ориентированные на популярные вымышленные вселенные, к примеру Star Wars Roleplaying Game, созданная по мотивам киносерии «Звездные Войны».

Разумеется, Wizards of the Coast были не единственной компанией, занимавшейся разработкой и выпуском систем для настольных ролевых игр. В 1986 году была создана GURPS (Generic Universal RolePlaying System) — общая универсальная система ролевых игр, разработанная компанией Steve Jackson Games с целью создать правила игры, применимые в любом игровом мире. GURPS получила премию Origins как лучшая ролевая система правил в 1988 году, а в 2000 году она вошла в зал славы Origins. Многие приложения для этой системы также получали высокие оценки и премии.
В 1991 году создается компания White Wolf Publishing, выпустившая более десятка игровых линий, посвящённых существованию мифических существ, таких, как вампиры, оборотни или призраки, в современной действительности.

В свою очередь, в 2003 году выходит система Savage Worlds, опубликованную, созданная Шейном Лейси Хенсли и издаваемая компанией Great White Games (она же Pinnacle Entertainment Group). Эта система, подобно GURPS ориентирована в первую очередь на возможность использования для игры в любом сэттинге, динамичность и «кинематографичность» происходящей игры. Параллельно с этими крупными компаниями существует множество малых, иногда некоммерческих, местечковых организаций того же профиля.

Из вышесказанного видно, что на Западе ролевые игры зародились и обрели популярность в своей настольно-словесной форме. Действительно, на настоящий момент именно этот вид ролевых игр является превалирующим в США и Западной Европе. Однако ролевые игры живого действия или Live-action role-play games (LARP) по-прежнему имеют своё присутствие и многочисленную аудиторию.
Оригинал взят у rhunwolf в История ролевых игр на Западе, часть 1: Словесные ролевые игры
Subscribe

promo borman_b october 1, 2019 19:00 50
Buy for 20 tokens
Продолжаю тему настольных игр и сегодня расскажу про представителя известной серии Dungeons & Dragons, настольную игру "Dungeons & Dragons: The Fantasy Adventure Board Game". К сожалению, игра (которую выпустили аж в 2003 году) дошла до меня отнюдь не в идеальном состоянии,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments