Просто интересный блог...

Кино, книги, игры и "Бавария" (Мюнхен)...

Previous Entry Share Next Entry
История настольных игр. Первая часть
borman_b
  В последнее время очень часто натыкаюсь в Живом Журнале на описание настольных игр. Люди играют, люди рассказывают свое мнение после игровых партий. И это прекрасно. Но откуда они пошли настольные игры? Где, кто и когда придумал этот популярное (снова) развлечение? С удовольствием прочитал статью Питера Аттиа, перевод которой я здесь и привожу:

    1
Королевская игра Ур, 2600 лет до н.э.

 За последние несколько лет индустрия настольных игр пережила взрывной рост.

 В 2012 издание The Guardian назвало наше время «золотой эрой настольных игр» в рассказе о том, что год за годом рост рынка настольных игр увеличился до 40 %, становясь одной из самых финансируемых категорий на Kickstarter.

 Возрастающий интерес также воодушевил Уила Уитона и Фелицию Дэй начать популярное шоу на Youtube, называющееся Table Top. Это шоу, которое стравливает за игровым столом интернет-знаменитостей друг против друга, а каждый выпуск набирает до нескольких сотен тысяч просмотров.

Так как же что-то настолько архаичное стало настолько популярным? И с чего всё началось?

Первые настольные игры

(5000 лет до н.э.)

 Некоторые люди и не догадываются, что настольные игры появились в доисторические времена ещё до появления письменности. Так что же было первой настольной игрой?.. Кости! Неотъемлемая часть большинства современных настольных игр была основой древнейших игр человечества.

 Набор из 49 вырезанных и покрашенных камешков был найден во время раскопок 5000-летнего кургана Башур Хаюк на юго-востоке Турции. Они являются самыми древними игровыми компонентами, найденными археологами. Схожие экземпляры были найдены в Сирии и Ираке и могут указывать на то, что настольные игры пошли из «Плодородного полумесяца». Полумесяц включает регионы вокруг Нила, Тигра и Евфрата на Среднем Востоке. В том же регионе были изобретены выпивка, папирус, мятные леденцы и календари, также полезные в организации вашей игровой вечеринки.

Другие ранние примеры игровых кубиков представляют собой плоские палочки, одна сторона которых была покрашена. Эти палочки подбрасывались все вместе, и количество палочек, упавших покрашенной стороной вверх, определяло результат броска. Месопотамские кубики были сделаны из различных материалов, включая кости фаланг пальцев, дерево, покрашенные камни и черепаший панцирь.

1


Месопотамские четырёхгранные кубики и кубики-палочки


1


Кубики из костей V–III вв. до н.э. из Греции / Фракии



1

Кубики со временем стали делать из широкого спектра материалов, таких, как


медь, латунь, стекло, слоновая кость и мрамор. Кубики из Древнего Рима очень похожи на шестигранные кубики, которые мы бросаем по сей день. Были также кубики с обрезанными углами (можно увидеть на изображении выше), дающие дополнительные возможности при броске. Они очень похожи на многогранные кубики, используемые в Dungeons & Dragons и других ролевых играх.

Настольные игры становятся королевским развлечением

(3100 лет до н.э.)

1


Настольные игры стали популярным развлечением среди фараонов в Древнем Египте. В первую очередь игра Сенет. Игра была найдена в захоронениях додинастической эры и эры Первой Династии. Сенет можно было увидеть на фресках древнеегипетских гробниц. Ко времени Нового Царства в Египте (1550–1077 гг. до н.э.) игра стала чем-то вроде талисмана для путешествия в мир мёртвых.

1

 Древние египтяне имели сильную веру в концепцию судьбы. Считалось, что ярко выраженный фактор удачи в Сенете был тесно связан с этой концепцией. Существовало поверье, что успешные игроки получали защиту верховных богов Египетского пантеона: Ра, Тота и иногда Осириса. Поля для Сенета часто помещались в могилы вместе с другими полезными объектами, в помощь для опасного путешествия через загробный мир. Об игре даже говорится в главе XVII «Книги мёртвых».

Но по поводу самого игрового процесса мнения разнятся. Поле для Сенета разделено на 30 квадратов, расположенных в три ряда по десять штук. Также имеется два набора пешек (около пяти на игрока, в некоторых других вариациях больше или меньше). Историки делали догадки о правилах игры, которые были заимствованы разными компаниями для выпусков современных наборов Сенета.


Настольные игры связывают с религией

(3000 лет до н.э.)

С растущей популярностью среди знати настольные игры быстро перенял и рабочий класс. И вскоре после этого их стали связывать с религиозными верованиям. Такой игрой является Мехен.

Наряду с тем, что полные правила игры никогда не были найдены, мы точно можем сказать, что игра изображает божество Мехен. Культ Солнца представлял бога Мехена как огромного змея, спиралью окутывающего Бога Солнца Ра (само поле игры изображает этот момент).


1

В какой-то момент, возможно, даже до Старого Царства, игра и бог начали сплетаться между собой. Игра стала чем-то большим, чем простое времяпрепровождение. Она стала синонимом змеиного бога в тексте и мысли. Тим Кендалл, специалист по истории Древнего Египта, считал, что не представляется возможности точно узнать (с известными на данный момент доказательствами), было ли вдохновлено божество игрой или же наоборот.


1

Фигурка льва из Мехена

 Для Мехена также не было найдено правил, но существует аналогичная арабская «Игра в гиену», имеющая несколько схожих характеристик. Поэтому правила для Игры в гиену были адаптированы для игры в Мехен.

Каждый игрок начинает с шестью шариками и одним львом. Уже упомянутые палочные кубики определяют дальность шага игрока. Игроки начинают на хвосте на внешнем крае поля и двигаются к голове змеи в центре. Игроки соревнуются в том, чьи шарики первыми достигнут центра поля. Но когда шарик достигает центра, движение продолжается в обратную сторону, к хвосту. После этого в игру входят фигуры львов. Эта хищная фигурка использовалась для того, чтобы захватывать (съедать) шарики оппонента.

Первые свидетельства самой долговечной игры человечества

(2650 лет до н.э.)

  Принято думать, что человечество дольше всего играет в нарды, но на самом деле Королевская игра Ур гораздо старше.

  Предполагалось, что эту игру заменили нарды ещё 2000 лет назад. Тем не менее, игровой энтузиаст Ирвинг Финкель обнаружил правила игры, вырезанные на старинной каменной скрижали, а потом увидел фотографию идентичной игры из современной Индии. После этого Финкель встретил бывшего школьного учителя, игравшего в ту же игру, будучи ребёнком. Это сделало Королевскую игру Ур игрой, в которую играли дольше, чем в какую-либо ещё в мировой истории.

Игра была найдена недалеко от Королевской Гробницы Ур в Ираке, отчего и берёт свое имя. Также был найден комплект игры в гробнице Тутанхамона. В Королевской игре Ур у каждого игрока был набор из семи фишек чёрного или белого цвета, а также по три четырёхгранных кубика.

1

Появление нард

(2000 лет до н.э.)

В Римской Империи была популярна игра под названием Ludus duodecim scriptorum. Название примерно переводится как «игра двенадцати линий», скорее всего, ссылаясь к трём рядам из 12 засечек, найденным на уцелевших полях для игры. Предполагается, что игра Табула — наследница этой игры, и обе они очень похожи на современные нарды.



1

                                                                                Расчерченное поле для игры XII в музее в Эфесе

    Старейшая игра с правилами, идентичными нардам, имела поле с теми же двадцатью четырьмя пунктами, по 12 на каждой стороне. Как и в современном варианте, у игроков было по 15 шашек и использовались шестигранные кубики. Условия победы заключались в том, чтобы перевести в дом и снять с доски все шашки игрока. Единственное различие в том, что использовались три кубика вместо двух, а шашки начинали движение за доской. На поле они переходили так же, как шашки переходят через бар в нынешнем варианте игры.


1


       Популярность нард возросла в середине 1960-х, частично из-за харизмы Принца Алексиса Оболенского, ставшего известным, как «отец современных нард». Он был одним из основателей Международной Ассоциации Нард, опубликовавшей официальный свод правил. Он также учредил Мировой Клуб Нард, разработавший турнирную систему для этой игры в 1963 году.

Позже Оболенский организовал первый крупномасштабный турнир по нардам в марте 1964 года, который привлёк к себе внимание королевской знати, знаменитостей и прессы.

Игра стала повальным увлечением и в неё играли в университетских кампусах, на дискотеках и в загородных клубах. Взрослые и дети по всей стране стёрли пыль со старых досок и шашек. Табачные, алкогольные и автомобильные производители стали спонсировать турниры, и даже Хью Хефнер устраивал нардовые вечеринки в особняке Playboy. Клубы нард росли в популярности, проводились соревнования, а самым масштабным был мировой турнир в Лас Вегасе в 1967 году.

С целью вернуть популярность игры в США, в 2009 была основана Федерация Нард Соединённых Штатов (United States Backgammon Federation или USBGF). Совет и члены комитета включают в себя множество профессиональных игроков, учредителей турниров и писателей, объединённых в международном сообществе, посвящённым нардам.


Влияние войны оказывает действие на военные стратегические игры

(1300 лет до н.э.)

Ludus latrunculorum — древнеримская стратегическая игра для двух игроков. Упоминания о ней встречаются ещё со времён Гомера, и она похожа на шахматы. Определённые источники информации позволяют предположить, что это военно-тактическая игра. Считается, что непрекращающиеся войны в XII в. до н.э. повлияли и на тематику игр.


1


        Игра состоит из множества компонентов и поля, похожего на поле шахмат. Поле называлось «городом», а фигуры «собаками». Фигуры имели два цвета, и искусство игры состояло в том, чтобы захватывать фишку противника между двумя своими.

Есть теория о том, что Ludus latrunculorum имела влияние на историческое развитие шахмат, в частности на движение пешек. Когда шахматы пришли в Германию, термины «шахматы» и «шах» (пришедшие из персидского языка) появились в немецком языке как «Schach». Но слово «Schach» уже было немецким словом, означающим «ограбление». Поэтому средневековое латинское название Ludus latrunculorum стали часто использовать для обозначения шахмат.


Настольные игры становятся частью детства

(500 лет до н.э.)

  В древней культуре в настольные игры чаще всего играли взрослые, и, глубоко пустив корни в культуру, они были переняты детьми. Одной из первых (технически не настольных) игр, предназначавшейся преимущественно для детей, были классики. Да-да, она гораздо старше, чем вы могли подумать!


1


        Первые упоминания о классиках уходят к римским детям в пятисотые годы до н.э. По всему миру встречаются различные правила игры, но основной принцип остаётся тем же. Первый игрок бросает какой-то предмет для отметки (камешек, монету или мешочек с бобами) в первый квадрат. Пометка должна упасть точно в пределы квадрата, не дотрагиваясь до линий и не вылетая за пределы. Затем игрок прыгает через все квадраты, пропуская тот, на котором лежит метка.

Впервые упоминание игры в англо-говорящих странах встречается в позднем XVII в., обычно под названиями scotch-hop или scotch-hopper. В Оксфордском словаре английского языка об этимологии названия игры написано, что оно является формированием слов «hop» (скачёк) и «scotch» (надрез), обозначающим «вырезанную линию или насечку».

Влияние настольных игр на восточную культуру

(400 лет до н.э.)

Несмотря на то, что в азиатском обществе настольные игры существовали ещё задолго до IV в. до н.э., в большинстве своём они являлись вариациями ближневосточных игр. Любо была игрой, не вписывающейся в данную закономерность (следующей после нее была Го), будучи придуманной исключительно восточным миром.


1


          В игре принимали участие два игрока. У каждого из них было по шесть игровых фишек, которые двигались по пунктам на квадратном игровом поле, имеющем характерный симметричный рисунок. Движение определялось броском шести кубиков-палочек.

 Любо была невероятно популярна во времена Империи Хань, но после неё уже нет. Предполагается, что её популярность затмила другая игра — Го. Любо, меж тем, была забыта. Знания об игре в последнее время пополнились благодаря найденным археологами полям для Любо в древних гробницах.

  Наборы Любо часто были погребальными предметами в захоронениях Династии Хань. Поля для игры были сделаны из разных материалов — каменные плитки, резное дерево, — а иногда представляли из себя небольшие столики с приделанными ножками, в дополнение к которым шли бронзовые фишки. Характерной чертой полей Любо был специфический рисунок, вырезанный или нарисованный на поверхности.


1


        Во многих найденных наборах игры сохранялись далеко не все элементы. Так как некоторые детали состояли из органического материала — дерева, например — они могли сгнивать. Тем не менее, в 1973 году был найден целый отлично сохранившийся набор игры!


1


            Набор включал следующие элементы:


  • 1 лакированная деревянная коробка для игры (45 × 45 × 17  см);

  • 1 лакированное деревянное игровое поле (45 × 45 × 1,2 см);

  • 12 кубовидных игровых фишек из слоновой кости (4,2 × 2,2 × 2,3 см), шесть чёрных и шесть белых;

  • 20 игровых фишек меньшего размера из слоновой кости (2,9 × 1,7 × 1 см);

  • 30 счётных палочек из слоновой кости (16,4 см в длину);

  • 12 палочек-кубиков из слоновой кости (22,7 см в длину);

  • 1 нож из слоновой кости (22 см в длину);

  • 1 скребок из слоновой кости (17,2 см в длину);

  • 1 восемнадцатигранный кубик, включающий номера от 1 до 16 и буквы, означающие «победу» и «поражение».

Как и с большинством древних настольных игр, не найден даже свод правил, но есть предположения на этот счёт:

«Два человека сидят друг напротив друга за игровым полем, поле разделено на двенадцать дорожек с двумя концами и зону, названную «водой», посредине. По древним правилам, игроками используются двенадцать фишек, шесть из которых чёрные и шесть белые. Также в игре есть две фишки-«рыбы», помещаемые в воду.

Игроки по очереди бросают кубики и двигают свои фишки. Когда фишка достигает определённой позиции, она ставится на ребро — такое положение называется «совой». После этого она может войти в воду и съесть рыбу, что называется «вытягиванием рыбы».

Каждый раз, когда игрок вытягивает рыбу, он получает два жетона. Если вытягивает две рыбы подряд, получает ещё три (за вторую). Если игрок уже вытянул две рыбы подряд, но всё ещё не победил, это называется двойным вытягиванием пары рыб.

Побеждает игрок, первым получивший шесть жетонов. (с) Продолжение следует





Posts from This Journal by “настольные игры” Tag


promo borman_b february 1, 2015 12:06 81
Buy for 20 tokens
Вот бывает, смотришь новый фильм, и думаешь, как же такая пустышка привлекает зрителей? Почему этот, слабый во всех отношениях фильм, заставляет любителей кино толпой валить на сеансы? Давайте рассмотрим несколько хитрых приемов, которыми привлекают зрители создатели фильмов. Перво…

что-то давно я в нарды не играл

давай онлайн поиграем?)

интересный экскурс в историю)

И мне понравилось)

Народ игры во все времена любил

кто же не любит)

В настолки всегда играли. Даже домино, это настолка)

настолка-матюкалка)

Кубики прикольные )

сохранились!

да, и мы играли во всякое.

Давненько все началось, оказывается.

Нас тогда и не было)

так вот откуда все началось)

вот такие корешки)

Кубиками из костей лет 50 назад ещё играли.

Я вот моложе)

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

люди всегда любили играть)

Людям всегда надо себя развлекать играми, так что ничего удивительного)

И сейчас продолжают)

ого древности!

отличный пост ! Спасибо !+++!

Любопытно и очень)

?

Log in

No account? Create an account